Лепка из пластилина дымковская барышня пошагово: Мастер-класс по лепке дымковской барышни

Мастер-класс по лепке дымковской барышни

Мастер-класс по лепке дымковской барышни

Лепка начинается с изготовления купола-подола. Это как раз традиционный элементы одновременно основа для всего сюжета. Проще всего раскатать шар глины (5-7см. Диаметром) до блина толщиной 5–8 мм. Тут можно воспользоваться специальным стеком-скалкой или мокрой тканью и руками. Можно обходиться минимальным набором инструментов.  Теперь блин можно разделить на две равные части. В результате нас есть материал для двух барышень. В зависимости от вашего вкуса купол может быть в виде конуса, колокола или полусферой. Параболический подол, наверно, самый классический.

hello_html_m15c34a38.jpg hello_html_59744109.jpg

Соединим два радиуса блина (по разрезу), образуем конус. Очень тщательно слепите стык снаружи и изнутри. Когда конус готов можно изменить его форму до необходимой. Я слегка расширила верх и сузила низ, приближая купол к параболической форме.

Далее необходимо прилепить туловище дымковской барышне – скатайте небольшой кусок глины в овал и прилепите к узкой части купола. Опять же тщательно все примажьте. На данном этапе не стоит беспокоится о дефектах и гладкости – все можно будет исправить в конце.

Следующий овальный кусок глины образует голову дымковской барышни. Не нужно делать ее большой и с четко выраженной шеей, так как традиционные черты были сформированы качеством примазывания основных частей тела, и мастера стилизовали фигуру человека до той, которой мы восхищаемся в настоящее время. Голова должна быть слеплена из примерно в двое меньшего куска глины, чем туловище.

hello_html_2f7639ce.jpghello_html_mbc938a3.jpg

Теперь есть выбор что делать дальше – руки или украшения и атрибуты. Здесь нужно определить будущий сюжет окончательно и выработать оптимальную стратегию построения барышни. .

В украшении нет никаких тонкостей – используем уже знакомые приемы и элементы. Я сделалнекий распахнутый подол с кружевом и защипнул низ купола.

hello_html_7968c4bc.jpghello_html_2b8ae0da.jpg

Барышня с коромыслом – один из классических сюжетов и здесь не нужно стремиться к реализму и достоверности. Можно поиграться с видом коромысла и ведер, но самое главное все прочно слепить. В примазывании большую помощь может оказать стек, особенно в местах, где даже самый тонкий палец бессилен. Помните, что устранить дефект неровности можно, а вот трещину при некачественной лепке устранить уже не удастся

hello_html_570d01bc.jpghello_html_m1862cf95.jpg

В след за коромыслом необходимо прилепить еще один традиционный элемент – кокошник.Его украшение можно сделать многими способами: защипы, инкрустация шариками глины, капельки, рюшечки и так далее.

Последними элементами стали в моей барышне маленькие сережки и коса.

hello_html_m48920f0e.jpghello_html_m1562fef8.jpg

В конце лепки еще раз удостоверьтесь в качестве примазанных частей, отсутствии трещини шероховатостей. Можно воспользоваться мягкой кистью для сглаживания или стеками.

Вот такая барышня у меня получилась. При желании можно добавить пару детишек к подолу,которые как бы держаться за юбку матери и сопровождают ее везде, а большему из них можно добавить в руку маленькое ведерко и еще усложнить композицию. Но тут уже дело вашей фантазии.

После лепки

Важно сохранить остатки глины до следующего занятия. Так как приготовление глины до рабочего состояния является трудоемким процессом, то можно немного сэкономить время, если в ближайшие дни вы хотите продолжить лепку.

Скомкайте остатки глины в один большой кусок и слегка увлажните. Теперь заверните глину в целлофановый пакет и устраните из него лишний воздух. Если следующая лепка будет не скоро, то глину следует засушить маленькими кусочками, которые можно размочить гораздо быстрее, чем один большой кусок. Сырая глина может в скором времени «цвести» —микроорганизмы будут активно размножаться на такой плодородной почве и скоро вы учуете запах их отходов жизнедеятельности.

Лепка на тему «дымковская барыня»

Конспект занятия в старшей группе.

Тема: «Дымковская барышня». Декоративная лепка.

Задачи: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом декоративно-прикладного искусства. Учить лепить фигурку барышни, передавать форму частей, плотно их соединять. Закреплять знания о промысле, представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях. Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке.

Оборудование: глина, стеки, дощечки для лепки, заранее приготовленный образец – вылепленная из глины дымковская барышня и заранее подготовленные части игрушки, влажные салфетки.

Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек, беседа о народных промыслах, декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Дымковские игрушки».

Ход :

Воспитатель загадывает загадку:

Веселая красная глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назовите меня.

(Дымковская игрушка.)

— Почему они так называются? (Ответы детей.)

— Давайте рассмотрим дымковскую барышню. (Показ слайдов.)

— Как одета эта барышня? (Ответы детей.) – Красивая юбка, на голове шляпа. Это богатая барышня.

— А что можно сказать об этой игрушке? (Ответы детей.) – У нее в руках малыш, на голове шапочка. Это кормилица. Она кормит и нянчит малыша.

В кокошнике няня,

На руках Ваня,

И хорош,

И пригож.

Скоро, Ваня,

Подрастешь.

Э. Котляр

— Ребята, а это что за барышня? (Ответы детей.)

– Почему она называется водоноской? (Ответы детей.)

— Веселые эти игрушки или грустные? (Веселые.)

– Конечно, веселые. Игрушки лепили для детей, старались их развеселить, поэтому они такие забавные. А вы хотите тоже научиться лепить такие же игрушки? (Ответы детей.)

(Предложить детям вылепить нарядную дымковскую барышню. Показ заранее приготовленный образец. Объяснение последовательности лепки.)

— Барышню будем лепить так. Разделим кусок глины на 5 частей. Самый большой кусок превращаем в лепешку и сворачиваем в колокол. Получаем пышную юбку. Туловище лепим отдельно. Голову раскатываем в виде шара и оформляем: делаем красивую прическу и шляпку. Далее лепим два одинаковых цилиндра – это руки. Все части аккуратно соединяем и разглаживаем влажной салфеткой. Отдельно лепим воротник: слегка оттягиваем и прищипываем по краю. Так же украшаем юбку. По желанию лепим бусы. (На заранее подготовленных частях игрушки показывается, как соединить заготовки, аккуратно разгладить места соединений.)

Физкультминутка:

Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем —
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)

Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись

И на место все уселись. (Дети садятся.)

Самостоятельная деятельность детей.

(Дети самостоятельно лепят барышню из глины, по своему замыслу оформляют мелкие детали: носик на лице, прическу. Во время работы уточняются последовательность лепки, способы, советую, как сделать фигурку устойчивой и т.д. Выставляем все фигурки в хоровод, любуемся ими. Определяем, какие они получились: веселые, важные, гордые и др.

Чтение стихотворение:

Девица в венце,

Румянец на лице,

Собой хороша,

Стоит не дыша.

Э.Котляр

Отмечание, что все постарались. Сообщение воспитателя, что в следующий раз дети будут расписывать своих барышень красивыми узорами.)

hello_html_m56c8b671.jpghello_html_5110e38d.jpg

Презентация на тему «лепка дымковской игрушки. Барыня»

Филиал МАОУ Богандинской средней общеобразовательной школы № 1 «Княжевская ср...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд
Филиал МАОУ Богандинской средней общеобразовательной школы № 1 «Княжевская ср Описание слайда:

Филиал МАОУ Богандинской средней общеобразовательной школы № 1 «Княжевская средняя общеобразовательная школа». Разработала : учитель начальных классов, первой категории Князева Евгения Яковлевна

2 слайд Филиал МАОУ Богандинской средней общеобразовательной школы № 1 «Княжевская ср
Описание слайда:
3 слайд Филиал МАОУ Богандинской средней общеобразовательной школы № 1 «Княжевская ср Описание слайда: 4 слайд Чем знаменито Дымково? Описание слайда:

Чем знаменито Дымково?

5 слайд
Чем знаменито Дымково? Описание слайда: 6 слайд Там любили песни, пляски, Вечера зимой так длинны, В селе рождались чудо - ск Описание слайда:

Там любили песни, пляски, Вечера зимой так длинны, В селе рождались чудо — сказки. И лепили там из глины. .

7 слайд Там любили песни, пляски, Вечера зимой так длинны, В селе рождались чудо - ск Описание слайда: 8 слайд Там любили песни, пляски, Вечера зимой так длинны, В селе рождались чудо - ск Описание слайда: 9 слайд Бока крутые, Рога золотые, Копыта с оборкой, На спине Егорка. Описание слайда:

Бока крутые, Рога золотые, Копыта с оборкой, На спине Егорка.

10 слайд Разойдись честной народ! Дядя хрюшу продаёт. Описание слайда:

Разойдись честной народ! Дядя хрюшу продаёт.

11 слайд Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил. 				 И за хвост не удержать Описание слайда:

Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, Если гриву отпустил.

12 слайд Всех нарядом 	удивил, Крылья важно 	распустил. Вот так 	небылица. Что за чудо Описание слайда:

Всех нарядом удивил, Крылья важно распустил. Вот так небылица. Что за чудо- птица?

13 слайд Индя - индя, индюшок, ты похож на сундучок. Сундучок-то не простой-красный, б Описание слайда:

Индя — индя, индюшок, ты похож на сундучок. Сундучок-то не простой-красный, белый, золотой.

14 слайд Дымковские барышни всех на свете краше, А гусары-баловни -- кавалеры ваши. Описание слайда:

Дымковские барышни всех на свете краше, А гусары-баловни — кавалеры ваши.

15 слайд Зонтик грибком, Руки крендельком. Ходит барыня 		красавица По улице пешком. Описание слайда:

Зонтик грибком, Руки крендельком. Ходит барыня красавица По улице пешком.

16 слайд Зонтик грибком, Руки крендельком. Ходит барыня 		красавица По улице пешком. Описание слайда: 17 слайд Вот игрушки расписные, Хохотушки вятские— Щеголихи слободские, кумушки посадс Описание слайда:

Вот игрушки расписные, Хохотушки вятские— Щеголихи слободские, кумушки посадские.

18 слайд За студёною водицей водоноска - молодица, Как лебёдушка плывет. Вёдра полные Описание слайда:

За студёною водицей водоноска — молодица, Как лебёдушка плывет. Вёдра полные несёт.

19 слайд За студёною водицей водоноска - молодица, Как лебёдушка плывет. Вёдра полные Описание слайда: 20 слайд За студёною водицей водоноска - молодица, Как лебёдушка плывет. Вёдра полные Описание слайда: 21 слайд За студёною водицей водоноска - молодица, Как лебёдушка плывет. Вёдра полные Описание слайда: 22 слайд За студёною водицей водоноска - молодица, Как лебёдушка плывет. Вёдра полные Описание слайда: 23 слайд За студёною водицей водоноска - молодица, Как лебёдушка плывет. Вёдра полные Описание слайда: 24 слайд Барыня готова. Оставим её для просушки. Описание слайда:

Барыня готова. Оставим её для просушки.

25 слайд Барыня готова. Оставим её для просушки. Описание слайда: 26 слайд Барыня готова. Оставим её для просушки. Описание слайда: 27 слайд Автор учитель начальных классов филиала МАОУ Богандинской СОШ № 1 «Княжевская Описание слайда:

Автор учитель начальных классов филиала МАОУ Богандинской СОШ № 1 «Княжевская СОШ» Князева Евгения Яковлевна

Автор учитель начальных классов филиала МАОУ Богандинской СОШ № 1 «Княжевская

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Автор учитель начальных классов филиала МАОУ Богандинской СОШ № 1 «Княжевская

Курс повышения квалификации

Автор учитель начальных классов филиала МАОУ Богандинской СОШ № 1 «Княжевская

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: 192787

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа): Конспект занятия по лепке « Дымковская барышня»

 Конспект занятия по лепке « Дымковская барышня»

Воспитатель: Шабанова Наталья Владимировна

МАОУ СОШ 29  г Липецка « Солнечный город»

Цель занятия: познакомить детей с последовательностью изготовления дымковской игрушки — барыни. 

Задачи:

• Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из пластилина.

∙Развивать умение лепить дымковскую барышню, изучая работы мастеров Дымково.

∙ Формировать интерес  к народному декоративно прикладному творчеству.

Предварительная работа: знакомство с дымковской игрушкой, заучивание стихотворений, просмотр тематических книг.

Материалы: доска для лепки, пластилин, заготовки из пластиковой бутылки, стеки, салфетки.

 Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, в которые вы все привыкли играть, а об игрушках, созданных руками народных русских мастеров.

Скажите,  пожалуйста, какие игрушки вы любите?

А вы знаете, что раньше у детей не было столько разнообразных игрушек, и взрослые, чтобы порадовать своих малышей, делали их своими руками.  Лепили из глины, вырезали из дерева, шили из ткани, плели из соломы. Хотите попробовать сделать игрушку сами?  Я принесла вам барышню.

 Посмотри, как хороша

Эта девица-душа,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Это, ребята, дымковская барыня!

 Посмотрите, какая она нарядная и красивая. Как вы думаете у мастера, который её слепил и расписал, было хорошее настроение? А почему?  И у вас всё получится, если будете делать свои поделки с любовью, стараться, использовать такие же яркие цвета пластилина.

Давайте внимательно рассмотрим барышню. Её юбочка напоминает колокол. Туловище – овал, головка – шарик, руки напоминают трубочки, палочки. Еще длинная коса и головной убор — кокошник. А в руках у барышни может быть самовар, корзинка, маленькая собачка, коромысло с ведрами. Юбочка расписана узорами: кружочки, палочки, волнистые линии. У барышни серёжки, рюшечки. Мастер использовал позолоту, и наряд стал ещё красивее.

Пройдите на ковер.

Подвижная игра «Барышня».

К Барышни мы близко  подойдем, (дети, сужая круг, подходят к барышни),
Барышни низки-низкий наш поклон (кланяются).
Мы над барышней посмеемся (расширяют круг и показывают на нее рукой)
Ха-ха-ха!
Хороша ты, наша барышня, хороша! (качают головой).
Раз, два, три!
Нас ты, барышня, догони! (дети убегают, барышня их ловит).

А теперь мы пройдем к нашим рабочим местам. Посмотрите, что я для вас приготовила. Деталь от бутылки мы превратим в нижнюю часть игрушки, Разминаем белый пластилин, катаем шарики и лепим из них юбку. Разминаем красный пластилин, катаем шарик, затем овал и раскатываем руки. Лепим туловище, руки, голову, кокошник. Лепим волосы, лицо, серьги, Начинаем украшать юбку. Лепим хлеб и полотенце. Наша барыня готова.

Итог

— Расскажите о дымковской барыни, что нового вы узнали?

-Что было самым интересным для вас?

План-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по декоративной лепке «Дымковская барышня»

Конспект занятия по декоративной лепке «Дымковская барышня»

Цели: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой,учить видеть ее красоту и самобытность.Закрепить знания о промысле.Формировать умение лепить полые формы(юбка барышни),соблюдать пропорции фигуры,сглаживать поверхность для последующей росписи.Передавать характерные признаки дымковской игрушки(кокошники,оборки и прочее).Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров;воспитывать аккуратность,самостоятельность, творческую активность.

Материалы и атрибуты.Дымковские игрушки, технологическая карта по этапам лепки,глина,стека,стакан с водой,доска,салфетка.

Техническое обеспечение: музыкальный центр,телевизор,запись слайд-щоу.

Предварительная работа. Беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; организация выставок детских рисунков, поделок.Рисование  дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов.Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах.

Ход занятия.

Звучит ярмарочная музыка, дети входят в группу.Воспитатель побуждает детей отметить характер музыки (задорная,веселая,звонкая и т.д.) и отмечает, что именно под такую музыку собирался в старину народ на ярмарочные гуляния в Дымковской слободе.

А самый главный товар – дымковская игрушка.

1 ребенок.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей!

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы!

2 ребенок.

В любой порядочной избушке

Есть место дымковской игрушке.

Какие чудные зверушки –

Лошадки, курочки, индюшки.

У барыне на коромысле

Ведерки синие повисли.

А у другой румяной пышки

Под боком  милые детишки.

3 ребенок.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны,как березки.

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой , казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Посмотр слайд-шоу «Дымковские игрушки»

Воспитатель предлагает вылепить дымковскую барышню,объясняет последовательность лепки.

1.Лепка юбки –колокола.

Раскатываем из куска глины шар, вдавливаем указательным пальцем внутрь шара,формируем  колокол.

2.Лепка торса.Скатываем небольшой кусок глины в овал и прилепляем к узкой части купола.Тщательно примазываем.

3.Лепка и прикрепление головы. Для головы надо взять кусок глины меньше,чем для туловища. Раскатываем шар и примазываем к туловищу.

4.Приступаем к рукам.Раскатываем палочку и делим ее пополам.Примазываем тщательно к туловищу.

5.Украшение игрушки –витые букли,шляпа или кокошник, воротник, оборки.

6.Места соединения смачиваем водой, швы заглаживаем.

Воспитатель предлагает еще раз посмотреть на технологическую карту по лепке. Но прежде чем приступить   к работе –надо согреть руки.

Физминутка.

Разотру ладошки сильно.

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Вот мы и готовы работать.

 

Во время работы воспитатель уточняет последовательность лепки, способствует, советует, как сделать фигурку устойчивой, передать характерные детали одежды.

По окончании работы расставляются барышни в хоровод.

Девица в венце,

Румянец на лице,

Собой хороша

Стоит не дыша.     Э.Котляр.

Игра «Передай другому».

Дети встают в круг и за спиной под музыку передают друг другу игрушку. У кого игрушка окажется в руках после окончания музыки должен ответить на вопрос.

1.Какую игрушку мы сегодня лепили?

2.На какой реке находится слобода Дымково. (Вятка)

3.С че можно сравнить цвета дымковской игрушки? (c радугой)

4.Материал, из которого изготавливают игрушки. (глина)

5.Что делают мастера,чтобы фигура стала прочной? (обжигают)

6.Перечислите главные элементы геометрического узора,которыми расписаны игрушки. (кружочки,полоски,точки,волнистые линии)

Воспитатель. Молодцы ,ребята,все хорошо справились с заданием.На следующем занятии мы будем расписывать наши игрушки.

Лепка дымковской игрушки «Нарядная барышня» — конспект непосредственной образовательной деятельности — Публикация методических материалов 2019-2020 — ПУБЛИКАЦИИ

Сычикова Ирина Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории Муняковского детского сада «Росинка»

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Лепка дымковской игрушки «Нарядная барышня»

         Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Группа старшего дошкольного возраста 6 лет.

         Цель: учить лепить дымковскую барышню, используя элементы дымковской росписи.

         Программные задачи.

         Обучающие: продолжать учить лепить игрушки, используя дымковские мотивы, закрепить приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание, разглаживание.

         Развивающие: развивать глазомер, чувства цвета, формы, пропорций.

         Воспитательные: воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

         Предварительная работа:

  1. Экскурсия в Ершовскую библиотеку. Беседа: «Сказочная красота дымковской игрушки».
  2. Декоративное рисование: закладки для книг «Дымковские узоры».
  3. Декоративное рисование: «Барыня-водоноска».
  4. Лепка лошадки по дымковским мотивам.

Ход.

Дети, посмотрите какую выставку для вас я приготовила. Кто скажет,

что это за игрушки? Правильно, это дымковские игрушки. А как вы это определили? Да, по форме, по элементам узоров, по сочным и ярким краскам.

Послушайте мой рассказ. Есть в России город под названием Киров, а когда-то давным давно, носил название Вятка, потому что стоял на высоком берегу полноводной русской реки Вятки. А не далеко от Вятки находится село, которое называется Дымково. Дело в том, что основным промыслом жителей Дымково является изготовление дымковских игрушек: кукол, музыкальных инструментов, разных забав. Всю зиму лепили они игрушки, животных, всадников, барышень, кавалеров, и даже целые сценки. Каждый день создавали мастера свои поделки и высушивали их в печке, чтобы глина быстрее сохла. Над крышами этого села постоянно вился дымок, вот откуда село и получила своё название Дымково, а игрушки – дымковские.

Дети, вы разучили стихи про дымковские игрушки, а я их с удовольствием послушаю.

         Маша:

Кони глиняные мчатся,

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву отпустил.

         Лиза:

Голосисты эти птицы,

И нарядны, словно ситцы.

         Катя:

Барашек – свисток,

Левый бок – завиток,

Правый бок – завиток,

На груди – свисток.

         Богдан:

Едет Ваня в новой шапке,

Да на дымковской лошадке.

Уши золотые,

Бока крутые,

Копыта с оборкой,

На спине — Егорка.

Самыми известными дымковскими игрушками были фигуры «Барыня-водоноска» и «Нарядная барышня». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, желтые и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы и мастера с искусством пытались их передать.

Дымковская роспись славна тем, что она сказочно красива, цвета яркие и сочные.

Физкультминутка. Игра – хоровод «На горе-то калина».

Немного отдохнули, а теперь внимательно рассмотрим игрушки и скажем, какими элементами они украшены. Назовите элементы узоров дымковской росписи. Правильно, это круг, точка, прямая и волнистая линии, кольцо, сеточка, мазок. Давайте покажем дымковские узоры в воздухе. Молодцы.

Дети, у меня есть одна знакомая барышня, она очень красивая, но, к сожалению, очень грустная. Знаете от чего? Потому что у неё нет подруг. Хотите ей помочь?

Перед вами заготовки для лепки дымковской барышни. Сейчас я покажу вам последовательность её лепки. Вот большой ком белого цвета — это юбка барышни. Смотрите, как я делаю конусовидную форму (показ). Маленький белый ком – это голова, из желтого пластилина делаем кокошник, украшаем его (показ). Лепим лицо: вытягиваем носик, делаем ей румяные щечки и рот, делаем глаза, волосы, серьги (показ). Теперь из красного пластилина лепим красивую душегрейку: прикрепляем воротник, рукава, муфту, и понизу душегрейки оборку. Соединяем все части, аккуратно сглаживаем, скрепляем попрочней. Теперь нам осталось только украсить юбку. Вот какие красивые барышни получились. Дети, вы помогли нашей барышне, у неё теперь много подруг. Она теперь стала веселая и радостная. Молодцы.

План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему: Занятие: лепка и роспись (Дымковская барышня)

ГБДОУ №42 Приморский район города Санкт-Петербурга

Занятие: лепка и роспись

Дымковская барышня

Воспитатель: Левунина О.В.

Оглавление

Программное содержание.        

Методика проведения.        

Материалы.        

Связь с другими образовательными областями.        

Цели.        

Образовательные:        

Воспитательные:        

Развивающие:        

Ход  занятия        

Литература        

Программное содержание.

Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество. Совершенствовать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей.

Методика проведения.

Рассмотреть и обследовать с детьми фигурки нескольких дымковских барышень. Уточнить приемы лепки барышни. Предложить приступить к работе. Добиваться тщательной отделки формы. Все вылепленные фигурки выставить на подставке, рассмотреть с детьми, обсудить, отметить разнообразие. Обратить внимание на сходство и различия фигурок по форме, содержанию (няня, водоноска, барышня на прогулке и др.; узоры на юбках, кофтах, кокошниках).

Материалы.

Дымковская барышня, глина, доски для лепки, салфетки, баночка для воды, гуашь, палитра, кисти, белая краска водоэмульсионная с добавлением клея ПВА.

Связь с другими образовательными областями.

Организация выставки изделий дымковских мастеров. Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий. Занятие ознакомление с окружающим миром, тема «Дымковские игрушки».

Цели.

Образовательные:

  • продолжать учить рассматривать дымковские игрушки (выделяя детали узора, колечки, кружочки, точки, линии).
  • учить выделять средства выразительности у дымковской барышни.
  • учить лепить дымковскую барышню, передавать  характерные  особенности (юбка-колокол,  волосы  и  др.),  сглаживать поверхность для последующей росписи.

Воспитательные:

  • воспитывать   эстетическое  отношение  к  изделиям  народных  мастеров.
  • уважение  труд мастеров.

Развивающие:

  • развивать чувство цвета и композиции.
  • совершенствовать  технические умения.
  • развитие мелкой моторики.  

Ход  занятия

1-й этап

Ребята, отгадайте загадку:

«Кофточки цветные, юбки расписные,

шляпы трехэтажные —  статные и важные»

Ответ: дымковские барышни.

Рассматриваем с детьми выставку дымковских барышень, затем  рассказываю и показываю последовательность лепки дымковской барышни.

Все  детали дымковской игрушки лепятся отдельно , и  примазываются к основе. Юбка  лепится  из  пласта  глины в  форме колокола. После  того как  вылеплена юбка, из  отдельных  частей  лепится  голова, туловище и  руки. Затем  все  детали  крепко прикрепляются, для этого места  соединения необходимо смочить водой и загладить  мокрой  тряпочкой. В последнюю  очередь фигурка украшается дополнительными  деталями – оборками, муфтами, фартуками, шляпками.

Воспитатель: Дети, я предлагаю выбрать понравившуюся вам барышню  и  поставить к себе на стол в качестве образца.

2-й этап

Воспитатель: Наши заготовки дети уже высохли, и мы можем приступать к следующему этапу работы — берем кисти и белую краску и покрываем наши заготовки ровным слоем, оставляем их на просушку.

3-й этап

Воспитатель: Еще раз рассмотрим дымковских барышень.  Обратите  внимание дети на их праздничный наряд.

Посмотри,  как  хороша  эта  девица – душа,

Щечки  алые  горят  удивительный  наряд,

Сидит   кокошник  горделиво.

Барышня  так  красива!

Как  лебедушка  плывет, песню  тихую  поет.

4-й этап

Приступаем  к  раскрашиванию  дымковской  барышни.

По  окончании  работы  рассматриваем  всех  барышень  и  отмечаем наиболее интересные работы.  

Литература

  1. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 2.  Скоролупова О.А. 2006 год.
  2. Художественное творчество. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Т.С. Комарова. 2012 год.
  3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О.Л., Маханева М.Д. 2006 год.

Воспитатель: Левунина Ольга Викторовна

Дымковская роспись. Элементы дымковской росписи

Дымковская игрушка — яркий представитель русского народного глиняного искусства. Именно она дает уникальную возможность проследить, как на протяжении долгого времени развивалось это народное искусство, сменившее многие поколения и династии мастеров.

Дымковская роспись: история

Основоположником этого народного творчества было небольшое поселение Дымково (отсюда и название), расположенное недалеко от города Киров.

Изначально в процессе росписи Дымковотойс использовал исключительно анилиновые краски, которые требовались для разведения.Для этого использовали перекисный квас или уксус. Кисть была сделана самостоятельно и представляла собой полотно, намотанное на деревянную палочку. Такой самодельный художественный инструмент использовался, когда требовалось провести линию. Для рисования соринки мастер использовал обух ровно отрезанного стержня.

Производство дымковской игрушки

Эти игрушки все еще полностью рукотворны. Каждый представитель — это работа одного мастера. Для изготовления фигурки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким песком.Фигурки лепятся по частям, затем готовые детали стыкуются и долпляются.

Готовые фигурки перед обжигом необходимо предварительно просушить. Этот процесс занимает от 2 до 20 дней. Обжигать продукты в духовке при температуре от 700 до 800 градусов. Затем поверхность игрушки покрывается специальными температурными побелками. В старину для этих целей использовали мел, разбавленный молоком.

На этом процесс изготовления игрушки закончен. Далее идет дымковская роспись.Он представляет собой абсолютно уникальный национальный стиль.

Элементы дымковской росписи

В росписи этих игрушек мастер всегда использовал строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись — это сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий. Всегда есть круглые пятна, клетки и просто точки.

К элементам дымковской росписи относятся также ромбы из сусального золота или литые, которые наклеиваются на уже нанесенный узор.

Каждый мастер наносит орнаментальные элементы на рисунок в соответствии с личными пожеланиями, по-разному и в разных сочетаниях.В этом случае изделие может быть практически полностью покрыто узором, а иногда прослеживается авторская лаконичность. Поэтому среди всего разнообразия дымковских игрушек найти две одинаковые фигурки просто невозможно.

Для дымковской живописи характерно использование специальных знаков, символизирующих стремление к правде, красоте и здоровому образу жизни. Все узоры традиционной росписи Тумана связаны с природой и различными амулетами.

Каждый элемент изображения имеет свое скрытое значение.Итак, волнистая линия — символ воды. Скрещенные прямые полосы означают бревно, а круг со звездой посередине представляет солнце. Дымковская роспись, изображения которой вы видите чуть ниже, также содержит различные растительные элементы: зерна, ягоды, листья и цветы.

Форма дымковской игрушки

Классика для дымковской игрушки — фигурки всадников, петухов и лошадей. Женские фигуры имеют расширяющиеся юбки-колокольчики и высокие головные уборы — кокошники. Здесь особенно важна выразительность деталей: элегантность прически и головного убора, всевозможные оборки, пелерины, зонтики, сумочки и другие женские аксессуары.

Расцветка человеческих фигур имела определенную последовательность. Сначала черными волосами рисовали волосы, брови и глаза. Три оранжевых или красных пятна, помещенных на лицевую часть игрушки с помощью луча, означали рот и щеки. Потом красили шапку и, по крайней мере, яркую юбку.

Характеристики росписи животных

В росписи дымковской игрушки есть свои особенности. Каждый глиняный персонаж расписан особым образом. Традиционные фигуры всадников, петухов и других любимых людей народа раскрашены очень ярко, даже фантастически: у лошади по бокам могут быть ярко-голубые яблоки, у индейки — завораживающе красочный веерообразный хвост, а у козла — красный с позолоченными рогами. .

Утки- «крылатки» имеют отличительную особенность: горизонтальный ряд крыльев. Когда смотришь на такую ​​утку, кажется, что она носит два фартука с лепной оборкой. К тому же роспись игрушки предусматривает определенную последовательность выкройки. Первым наносится широкая полоса, проходящая по утиной грудке, от шеи отходят более узкие полосы, и лишь позже — поперечные линии, образующие традиционный клетчатый узор.

В росписи свистульки в виде коньков вертикальные полосы сочетаются с рядами разноцветного горошка.Используемые оттенки не обязательно гармонируют друг с другом.

Утки и лошади — самые популярные изображения животных, из которых создается дымковская игрушка. Козы, коровы, овцы и свиньи, а также домашняя птица встречаются гораздо реже. Анатомические детали, как правило, не соблюдаются, поэтому все животные чем-то напоминают дымковских лошадей. Только форма мордочки дает возможность понять, кто перед нами. Живопись этих животных представлена ​​продольными рядами точек темного цвета или мелких горошин, имеющих разные оттенки.

Дымковские краски

Узоры дымковской росписи необычайно ярки. Синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, изумрудный и зеленый оттенки — основные цвета, используемые в рассматриваемой технике. Коричневая и черная краска используются лишь в небольших количествах.

Следует отметить, что выбранные тона также имеют свои собственные символические значения. Зеленый цвет в изображении простого народа тесно связан с понятием жизни, символизирует природу и крестьянскую пашню. Нравственная чистота, добро и правда — это, конечно, белое.Красный цвет символизирует не только огонь, но и олицетворяет здоровье, силу и красоту. Голубой цвет неба.

Украшение

Завершающим этапом декорирования игрушки становится нанесение позолоты. Это то, что отличает дымковскую игрушку, привнося в нее уникальные особенности. В России для этого использовался настоящий золотой лист, представляющий собой очень тонкую золотую пластину, сдвинутую бумажными полосками (это не позволяло золоту слипаться). Из него вырезали небольшие ромбики, которые с помощью яичного белка приклеивали в нужных местах.

Настоящая дымковская роспись

Для росписи игрушек на современном производстве используются гуашевые краски, разбавленные на яйце, а также темперные краски или специально разработанные для керамических изделий. Для нанесения рисунка используется хорек или колонковая кисть.

Сегодня Haze, к сожалению, давно утратил качества, присущие народным игрушкам: оперативность и дешевизна. Конечно, в этих изделиях есть особый пластик. Однако из-за излишней статичности и детализации дымковские фигуры стали просто красивыми сувенирами.

.

Пошаговая живопись — Картина на холсте акриловой краской для абсолютного новичка!

Этот веб-сайт / блог по рисованию заполнен простыми уроками рисования акрилом для начинающих, разработанными Трейси Кирнан!

В каждом руководстве есть пошаговые изображения, письменные инструкции и видео, которые помогут вам БЕСПЛАТНО учиться дома!

Новые и скоро появятся уроки рисования на акриловом холсте:

Быстрые ссылки:

Полезные сообщения в блоге:

Картины:

Хотя я считаю, что любую из моих картин можно адаптировать и упростить для всех возрастов и уровней квалификации, эти, в частности, особенно подходят для детей! Большинство из них включают в себя прослеживаемую информацию, которую вы можете распечатать и перенести на свой холст.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ!

Digital Загрузки:

ПРОСМОТРЕТЬ ДРУГИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ УРОКИ!

Рисовать может каждый!

Рисование — прекрасное занятие, снимающее стресс, которое помогает ненадолго уйти от жизни. Я считаю, что у каждого есть внутренний художник, независимо от того, сколько опыта он имеет в искусстве и живописи.

Я также знаю, насколько устрашающим может быть чистый холст. Поэтому я создал эти руководства, чтобы помочь вам пройти через все этапы, чтобы вам не приходилось думать обо всех этих сложных вещах! Вы МОЖЕТЕ создать то, чем будете гордиться!

Начало работы с акриловой краской:

.
Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *